КАКОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ "ДОМА"? ЕСТЬ ЛИ ВЫХОДНЫЕ?
Режим работы музея сейчас – с 13.00 до 01.00. Раньше мы работали с 15.00 до 21.00. Далее график может меняться, но скорее в сторону увеличения. Очень многие хотят посетить музей ночью, и в выходные мы часто не закрываемся.

КАКОВА СТОИМОСТЬ БИЛЕТА?
У нас свободный вход, и это наша принципиальная позиция с самого начала.

КАКОВА ОБЩАЯ ПЛОЩАДЬ?
Квартира имеет площадь чуть более 100 кв. м. Часто для экспозиции не хватает места. Мы задействуем выставочные площади на лестнице, во дворе и на летней веранде.

СКОЛЬКО КОМНАТ?
В музее всего 5 комнат.

КАКОВО КОЛИЧЕСТВО ЭКСПОНАТОВ?
Музеем собрано более 1000 экспонатов, включая фотоматериалы и иллюстрации.

ЧТО ВХОДИТ В ЧИСЛО САМЫХ ЦЕННЫХ?
В число ценных экспонатов музея входят: папка М.А.Булгакова; портрет М.А.Булгакова, оформленный его сестрой; шприц и некоторые другие мед. инструменты из больницы, в которой работал Булгаков; сумочка второй жены писателя Л.Е.Белозерской; ваза из семьи Светлаевых, описанная в романе «Белая гвардия»;

КОГДА БЫЛ ОСНОВАН ДОМ?
В 2004 году. 15 мая 2004 года состоялось торжественное открытие музея.

КАК ОТНОСЯТСЯ К ДОМУ СОСЕДИ?
Сначала жители, уставшие от постоянных посещений, и шума, и проблем, относились напряженно и к музею. Сейчас отношение сильно изменилось к лучшему. Некоторые из наших соседей – наши частые гости и даже помощники.

НАСКОЛЬКО ВЕЛИК ШТАТ?
Всего в музее около 10 сотрудников, не считая штат бухгалтерии и рекламного отдела, а также волонтеров и помощников.

ЕСТЬ ЛИ В ДОМЕ ЭКСКУРСОВОДЫ? ГДЕ ОНИ ПОЛУЧИЛИ "БУЛГАКОВСКОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ?
На данный момент в штате музея 5 экскурсоводов. Образование у них разное, некоторые еще учатся. Именно «Булгаковское» образование они получают в музее, на курсах, организованных нами, а также посещая лекции и вечера булгаковедов и литературоведов.

КАКОВЫ САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОПРОСЫ ЭКСКУРСАНТОВ?
Самый частый вопрос – «а как у вас на счет мистики???» =)

КАК ОТНОСЯТСЯ СОТРУДНИКИ КО ВСЯЧЕСКИМ ЛЕГЕНДАМ, СВЯЗАННЫМ С ЧЕРТОВЩИНОЙ ВОКРУГ БУЛГАКОВСКОГО ДОМА?
С юмором, но не без осторожности.

ЕСТЬ ЛИ СВЕДЕНИЯ О ПОТОМКАХ БУЛГАКОВА (РОДСТВЕННИКАХ) И КОНТАКТЫ С НИМИ?
Музею помогают племянницы М.А.Булгакова Земская Е.А. и Светлаева В.М., а также прямой наследник писателя Шиловский С.С. Есть также другие дальние родственники писателя.

ПРОДАЮТСЯ ЛИ В ДОМЕ СУВЕНИРЫ? КАКИЕ?
Да, по многочисленным просьбам посетителей в музее появились в продаже: книги Булгакова и о Булгакове, журналы, открытки и календари, сувенирные черные коты, авторские работы.

МНОГО ЛИ ЛЮДЕЙ БЫВАЕТ В МУЗЕЕ?
Ежемесячно «Булгаковский дом» посещают около тысячи человек.

КАКИЕ ЦЕЛИ У ВАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ?
Основная цель проекта состоит в том, чтобы он, плодотворно работая на культуру нашего города, вовлекал в свою орбиту и консолидировал различных специалистов в области изучения и исследования культурного наследия М.А.Булгакова, художественно-творческую интеллигенцию и многочисленных почитателей писателя – людей разных поколений, принадлежащих к разным социальным слоям. Кроме того, Культурный центр «Булгаковский дом» является нейтральной территорией, своеобразным местом встречи для людей, придерживающихся разных – иногда противоположных взглядов на творчество писателя и на культурную ситуацию в целом.
Мы рассматриваем музей как точку сбора архивных документов, экспонатов и информационных ресурсов, связанных с жизнью и творчеством писателя. Мы берем на себя функцию популяризации культурного наследия М.А. Булгакова. Мы стремимся идти в ногу со временем в способах подачи информации. Мы поддерживаем новое поколение талантов. Мы планируем создание сети культурных центров в городе.

СОТРУДНИЧАЕТЕ ЛИ ВЫ С ДРУГИМИ МУЗЕЯМИ, НАПРИМЕР, С ЛИТЕРАТУРНЫМ?
Булгаковский Дом сотрудничает с такими государственными учреждениями, как Театральный музей им А.А.Бахрушина, Политехнический музей, Литературный музей. Готовится сотрудничество с зарубежными музеями литературной направленности, а также клубами почитателей творчества М.А. Булгакова.

КТО ИЗ ИЗВЕСТНЫХ БУЛГАКОВЕДОВ РАБОТАЕТ С ВАМИ?
В научной работе нам помогают:
В.М. Светлаева - кандидат хим. наук, племянница М.А. Булгакова
Е.А. Земская - доктор фил. наук, племянница М.А. Булгакова
Ю.М. Кривоносов - фотограф, булгаковед
В.И. Сахаров - доктор фил. наук
Б.В. Соколов - булгаковед, автор Булгаковской энциклопедии
Г.С. Файман - булгаковед-исследователь
С.С. Шиловский - внук Е.С Булгаковой, наследник авторских прав
А.А. Курушин - булгаковед
И.Я. Мягкова - вдова булгаковеда Б.С.Мягкова
Л.К. Паршин – булгаковед

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ МУЗЕЕМ?
Нет, культурный центр не является музеем. Так называют нас посетители. Фактически культурный центр выполняет функции музея. Коллекция экспонатов, собранных Булгаковским Домом, сейчас в процессе государственной регистрации.

"НЕХОРОШАЯ КВАРТИРА" И БУЛГАКОВСКИЙ ДОМ - ОДНО И ТО ЖЕ?
Нет, это две разные организации. "Нехорошей квартирой" традиционно называют квартиру № 50, находящуюся в том же доме на 4 этаже. В ней находится фонд под началом М.О.Чудаковой. Нас часто путают, и это доставляет массу неудобств как нам, так и фонду, так как у нас разные программы, функции, график работы.




ВОПРОСЫ К НИКОЛАЮ БОРИСОВИЧУ ГОЛУБЕВУ

ВО-ПЕРВЫХ, КАК ВЫ СТАЛИ ПОПЕЧИТЕЛЕМ БУЛГАКОВСКОГО ДОМА-МУЗЕЯ? С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

Когда мы с друзьями и единомышленниками решили организовать музей Булгакова, «нехорошая квартира» была закрыта, а на двери подъезда висело официальное объявление о том, что музея здесь нет и быть не может. Люди, которые приходили во двор знаменитого дома на Садовой, уходили ни с чем.
Тогда мы подумали: если государству нет дела до музея Булгакова, а нам не все равно, почему бы нам его не создать самим. Мы нашли в интернете поклонников творчества писателя, вышли на общество «Феникс», которое в течение 20 лет занималось сбором информации по Булгакову и организацией встреч булгаковедов, созвонились с коллекционерами и нашли первые вещи для музейной экспозиции. Мы решили открыться в день рождения писателя, и 15 мая 2004 года Культурно-просветительский центр «Булгаковский дом» начал свою работу.

КТО ЕЩЕ КРОМЕ ВАС ЗАНИМАЕТСЯ ЭТИМ?

Когда начинаешь какое-то дело, очень важно, чтобы рядом были единомышленники, готовые разделить с тобой предстоящие трудности и вложить в это дело свои способности, свое время, свои деньги, свои связи. Нам удалось собрать команду таких людей. Это и юристы, и художники, и журналисты, и музейные работники, и актеры, и поэты. Для каждого нашлось свое место в проекте. Мне нравится, что музей живет очень насыщенной культурной жизнью, и постоянно появляются новые люди, которые хотят что-то сделать – организовать творческий вечер, поставить спектакль, устроить выставку своих работ… Поэтому наш коллектив все время растет.

ЧЕМ ВЫ ЗАНИМАЕТЕСЬ ПОМИМО ДОМА-МУЗЕЯ, ВООБЩЕ ЧТО ЭТО ДЛЯ ВАС – ХОББИ, ОТДУШИНА, БИЗНЕС (ЧТО ВРЯД ЛИ)?

Помимо музея я руковожу юридической компанией, которая занимается вопросами антикризисного управления, а также аудитом и финансовым консультированием. Я не отношусь к музею как к хобби. Для меня это один из значимых проектов, где есть разные составляющие: и финансовые, и юридические, и культурные. Может быть, это прозвучит патетично, но я знаю, что наш музей нужен людям. Мне было стыдно, что в Москве долгое время у Булгакова не было своего места, и поэтому мы будем продолжать этим заниматься. Музей Булгакова просто должен быть в России, это не только мое мнение – под этими словами подписываются тысячи наших посетителей.

КОГДА ПОЯВИЛАСЬ ТАКАЯ СИМПАТИЯ К ПИСАТЕЛЮ? ВАША ЖИЗНЬ СЛУЧАЙНО ПЕРЕСЕКЛАСЬ С СУДЬБОЙ ДОМА НА САДОВОЙ, 10 ИЛИ ВЫ ИСКАЛИ И БОРОЛИСЬ ЗА ПРАВО КООРДИНИРОВАТЬ ЕГО РАБОТУ?
ПРИХОДИЛОСЬ ЛИ ВАМ ПЕРЕНОСИТЬ КАКИЕ-ТО СУДЕБНЫЕ ИЛИ БЮРОКРАТИЧЕСКИЕ ТЯЖБЫ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО НАД ДОМОМ?

Мы не получали «попечительство над домом», не «боролись за право координировать его работу», мы просто начинали с нуля, даже я бы сказал, с минуса. Пришлось побороться и с некоторыми предубеждениями, и с косностью некоторых чиновников, и с местным Швондером, и с недовольством ряда «булгаковедов», которые относятся к Булгакову, как к дойной корове.
А что касается симпатии к Булгакову – то виной тому, видимо, его писательский дар.
Для людей моего поколения Булгаков стоял особняком в ряду прочих советских авторов – я, как и все, зачитывался в юности романом «Мастер и Маргарита», ходил с друзьями на Патриаршие и в подъезд на Садовой, который был в восьмидесятых невероятно популярен. Потом я прочитал другие произведения, и был потрясен кинематографичностью романа «Белая гвардия». Нельзя сравнивать эти два романа – они совершенно разные, и по-разному воспринимались мной и тогда, и сейчас.
Насколько случайно то, что встретились неравнодушные люди, решившие, что у М.А.Булгакова должен быть свой музей? Не знаю, можно ли говорить о случайности в таком месте, как это…


КАКИЕ У ВАС ОТНОШЕНИЯ С ПОПЕЧИТЕЛЯМИ НЕХОРОШЕЙ КВАРТИРЫ?

Когда мы открывались, мы ничего не знали о мире «булгаковедения». Мы хотели дать место тем, кто действительно любит Булгакова – булгаковедам, художникам, юристам, поэтам, журналистам, актерам, фотографам – людям, которые хотят творчества и умеют делать дело. И у нас это получилось, надо сказать.
Мы помогали «нехорошей квартире», но в связи с тем, что администрация фонда – люди старой формации, активно участвовавшие в булгаковедческих конфликтах прошлых лет, наша открытость вызвала их непонимание, и отношения несколько охладели. Но мы в каком-то смысле продолжаем помогать квартире №50. Мы готовы сотрудничать с теми, кто придерживается разных точек зрения на его творчество – в том числе, отличных от нашей. У нас проходят вечера многих исследователей творчества писателя – именитых профессоров и молодых литературоведов. Мне кажется, что это правильно. Нельзя застывать в своем величии. Это позиция памятника, а не живого человека.

ГДЕ ВЫ НАШЛИ ТАКОГО ПРАВДОПОДОБНОГО БЕГЕМОТА?

Идея завести живого кота в музее просто витала в воздухе. Понятно, что кот должен быть особенным – взрослым, крупным, черным, солидным. И мы объявили конкурс на замещение вакантной должности кота Бегемота при музее Булгакова. Сначала в интернете, потом подключилась пресса, затем телевидение… Мы получили массу писем с фотографиями, но первый же кандидат, приехавший в музей, и оказался тем, кто нам нужен. Когда он первым же делом забрался в футляр от пишущей машинки, мы поняли – это Бегемот. Кстати, прежде его звали Степан, но он принял новое имя невозмутимо и с достоинством. Наша идея оказалась правильной – кот Бегемот – самый популярный персонаж и в романе, и в нашем музее.

КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ, ЧТО РАБОТАЮТ В ДОМЕ-МУЗЕЕ? ОНИ СОТРУДНИКИ И ПОЛУЧАЮТ ЗАРПЛАТУ?

Эти люди работают и проводят свободное время в музее. Кто-то постоянный волонтер, кто-то приходит раз в неделю. Конечно, в музее есть штат сотрудников, получающих зарплату. Мы работаем каждый день, без выходных, с 13.00 до 1.00. Нужно организовывать выставки, вечера, заниматься музейной коллекцией, экскурсионной деятельностью. Кроме того, при музее есть кафе, которое тоже требует много внимания и заботы.
Но дело-то не в деньгах, а в любви к Булгакову и готовности делать совместное дело.
Например, наш арт-директор долгое время работал на телевидении, а все свободное время тратил на музей. И никто ему не платил за это, потому что есть что-то, чему есть другой эквивалент, другое мерило. Творчество, например. У нас много идей и людей, готовых в наших проектах участвовать – не ради денег. У нас и сейчас есть экскурсоводы, работающие на общественных началах. Двухлетний опыт работы показывает: то, что мы делаем, людям нравится. И мы хотим, чтобы в Москве стало еще уютнее, но не за счет открытия стрип-баров, а благодаря таким центрам, как наш. Получится у нас или нет, зависит, опять-таки, от нас же, и от того, на что мы решим потратить единственные деньги, которые у нас, в сущности, есть – наше время…

КАК ЧАСТО ВАШ ДОМ ПОСЕЩАЮТ МОСКВИЧИ, ТУРИСТЫ ИЗ СНГ, ИНОСТРАНЦЫ? МОЖЕТ, ЕСТЬ КАКИЕ-ТО ТЕНДЕНЦИИ?

Посетителей у нас очень много – для такого маленького музея даже иногда слишком много. В среднем, до двухсот человек в день. Иногда больше. Нет определенных тенденций – музей посещают люди разных возрастов, профессий и социальных кругов. Булгаков интересен всем. В нашей гостевой книге можно найти слова благодарности от поклонников творчества писателя со всего света, которых становится все больше и больше.


КАКИЕ ВЕЩИ В КВАРТИРЕ ДЛЯ ВАС ОСОБЕННО ЦЕННЫ?

Наиболее ценный экспонат – это папка, принадлежавшая М.Булгакову еще в то время, когда он работал в газете «Гудок» - не было еще даже в задумке романа «Мастер и Маргарита». Папка передана в музей для экспозиции коллекционером А.Курушиным. Ему папка досталась от второй жены писателя, Любови Евгеньевны Белозерской. Ее сумочка тоже находится в нашей постоянной экспозиции. Многие вещи и фотографии переданы нам племянницами писателя – В.М.Светлаевой и Е.А.Земской. Есть в музее и прижизненные издания: «Белая гвардия», «Дьяволиада»…
Вот уже три года мы собираем музейную коллекцию для того, чтобы зарегистрировать ее в музейном фонде РФ. С этим, конечно, трудно. Государство не заинтересовано в отдельном музее Булгакова – фонды разбросаны по стране: и в Бахрушинском, и в Литературном, и в музее МХАТа, и в РГБ, и в Пушкинском доме. А то, что не попало государству – в Киеве, где музей существует уже 15 лет.
Поэтому любой экспонат для нас – это предмет гордости и радости. Есть люди, которые передают экспонаты в музей на постоянное хранение, есть у нас и вещи, переданные на время. Все оформляется по всем правилам – договор, акт приема-передачи, акт возврата…
Музей находится в процессе становления. А уж каким он будет, зависит от всех, кому это небезразлично.

ЕСТЬ ЛИ У МУЗЕЯ СПОНСОРЫ?

Слова «спонсор» и «меценат» приобрели какую-то нехорошую окраску в последнее время.
Поэтому мы ими не пользуемся. Есть люди, которые нам помогают, но это не просто спонсорская или меценатская помощь. Таких людей, которые дали бы денег – «вот вам на музей» - и ушли, нет. И не может быть. Мы тут все меценаты, если хотите. Просто кто-то вкладывает деньги, кто-то занимается юридическими вопросами, кто-то приносит музейные экспонаты, кто-то тратит свое личное время, кто-то привлекает свои связи, например, в творческой среде. Мы, еще раз повторю, сообщество единомышленников, объединенных любовью к Булгакову и желанием создать его полноценный музей в Москве. И мы открыты для сотрудничества, потому что работы впереди еще много.

Напишите нам


Hosted by uCoz